пятница, 9 ноября 2012 г.

Великая степь и песнь джи-Gita (сокращенное содержание книги).






"Бұйырғаны болар".

«Ввысь в небо тянутся вершины,
И капли на ветвях горят.
И стоит голову закинуть
И утопить в лазури взгляд –

Такую ощутишь свободу,
Что неожиданно поймёшь,
Кто ты такой, откуда родом,
И как легко отбросить ложь

Всех знаний. Из семян небесных
Мы вышли. В небе наша суть.
И сонм деревьев бессловесных
Так неустанно держит путь

Обратно в небо, золотыми
Листами медленно шурша,
Светясь на солнце… А за ними,
За ними следом – вся душа.»
Ш. З. М.


Часть 1. Великая степь и арии.

«Tне scene of the tales which follow is laid is
the Kazakh (Kirghiz) Steppes, part of the Сentral
Asiatic plateau, which is the ultimate birthplace of all
our western modes of thought and culture and religion.»
E. Nelson Fell, 1916

5500 лет назад была одомашнена лошадь. Это событие оказало на ход мировой истории такое же влияние, как создание надежного морского парусного корабля, изобретение парового двигателя и Интернета.

Событие это произошло в центральной части Великой степи - сердце Евразии, и вместе с дальнейшими инновационными прорывами того времени, произведенными здесь же, - изобретением конской упряжи, отгонного и кочевого скотоводства, ферментированных кисломолочных продуктов, боевой колесницы и бронзового оружия привели праиндоевропейцев, живших здесь, на самую вершину технологической мысли того времени. По сути технологических изменений, проведенных здесь, можно утверждать, что Великая степь – это самая древняя Силиконовая долина мира.

В результате произошедших открытий древние индоевропейцы-арии - первые пастухи, поэты, металлурги, воины и Богоискатели, сели на коня и начали открывать мир... 

Часть 2. Заметки на полях войны арийской истории: от Курукшетры до Арки.

"Послушай: За пределами представлений
о правильных и неправильных
действиях есть поле.
Я встречу тебя там".
Руми.

"Ты моя юность,
Ты моя воля,
То, что сбылось,
То что в жизни сбылось.

Не сравнятся с тобой
Ни леса, ни моря,
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок."
Из песни.

Перечитывая историю пробуждения Карла Ренца в очередной раз наткнулся на историю вознесения Юдхиштхиры, одного из героев эпоса Махабхараты, на небо:

"Еще в детстве у меня были противоречивые переживания. Я мог быть совершенно свободен и находиться в совершенной гармонии с миром в один момент, а в следующий — в глубокой депрессии, желая раствориться и умереть; то на седьмом небе от счастья, то в смертной тоске.

Понятно, что мне хотелось пребывать только в приятных переживаниях. Так я и начал искать. Так что это было поиском не истины и не просветления, а безграничного счастья, окончания страдания. Я пытался найти для этого действенное средство и подходящие инструменты. Сначала это был секс, из которого стало ясно, что так называемая маленькая смерть (оргазм) — всего лишь мимолетное переживание и зависит от партнера, а значит, ничего не решает.

Затем последовал опыт с наркотиками, дающими лишь на короткое время свободу от страдания. Но как только их действие ослабевает, страдание становится даже еще более интенсивным. Внимание или любовь друзей, семьи или партнеров также потеряли всякое значение с осознанием того, что мое состояние не имеет к ним никакого отношения и что все это не могло решить проблему.

Затем я стал читать эзотерические книги: всё про религии, шаманов, магию и т.д. Долгое время я был захвачен Кастанедой и Доном Хуаном и их идеей свободы.

Это продолжалось до конца 70-х годов, когда я во сне спонтанно осознал, что сплю. Я вспомнил о технике Дона Хуана, где нужно смотреть на свои руки. Так что я поднял руки и стал их рассматривать. Неожиданно что-то, очевидно, спавшее во мне, пробудилось. В этом пробуждении сначала мои руки, а затем все мое тело начали растворяться. Я узнал смерть и в этом узнавании внезапно возник страх. И я стал бороться за свою жизнь так, как еще никогда ни за что не боролся. Какая-то непостижимая сила пыталась стереть меня, при этом я воспринимал ее как бесконечное черное Ничто. И хотя я проснулся и лежал на своей кровати, борьба не прекратилась. И вдруг пришло приятие этого растворения и темное Ничто превратилось в сияющий свет и я стал этим светом. Светом, сияющим в самом себе.

Целая вечность прошла и свет постепенно превратился в обычное осознание Карла и мира. Все казалось таким, как до этого переживания, но восприятие абсолютно отделилось от воспринимаемого. Появились абсолютная дистанция к миру и его чужеродность.

«Это не мой дом» — была единственная мысль. МОЕ потерялось в отсутствии «я».

С этим пробуждением всеобъемлющего сознания начался процесс растворения концепции «Карл». И в этом восприятии ложности переживаний и их иллюзорной сущности сожжение личной истории и, таким образом, истории всей Вселенной в огне Осознания было всего лишь вопросом времени.

Этот процесс от «индивидуального сознания к всеобъемлющему», от личного к безличному, который принято называть просветлением, всегда уникален и не может быть повторен или скопирован. Так же как существует только одно абсолютное Бытие, любое переживание уникально.

В течение долгого времени, около пятнадцати лет, это безличное сознание было моим домом: КОма превратилась в ОКей. Я стал блуждающим НИЧТО. Я был абсолютно отождествлен с этим НИЧТО.

Хозяин НИЧТО. Маленькое «я» стало очень большим, раздутым НИЧТО. Как фон, наблюдающий передний план. Одна иллюзия, наблюдающая другую иллюзию. Так называемый СВИДЕТЕЛЬ, мудрость, утверждающая: «я есть НИЧТО».

Очевидно, существовало нечто, что видело в этом «не-бытии» какое-то преимущество, а как следствие, и подспудный страх, боявшийся потерять это преимущество ясности. В середине 90-х годов неожиданно пришло абсолютное понимание, простое узнавание, как маленькое «ага»: «Я — то, что есть. Я — то, что не может быть или не могло быть чем-то другим, нежели "абсолютным Я"». Существует только абсолютное Я и ничего кроме абсолютного Я. В само осознании и в реализации Я абсолютное Приятие.

Абсолютное «ЕСТЬ» реализует себя в личном, так же как и в безличном переживании, это всегда абсолютное Я, так что никогда не существовало необходимости в просветлении. Абсолютное Я всегда реализовано, а то, что видится как сознание в реализации (проявлении реальности), никогда не реализует себя. И в этом смысле никогда не существовало непросветленных и, таким образом, необходимости в просветлении.

В конце 80-х годов появились боли, сначала в шее. Они приходили 1–2 раза еженедельно. Примерно через год боли в голове превратились в ежедневную мигрень. Я просыпался и засыпал с этой болью. Все попытки бороться с ней только ее усиливали. Никакие медикаменты, природные или химические, не могли в какой-либо мере повлиять на это. Единственной возможностью убежать от боли был либо сон, либо некий вид медитации. Хотя я и был против всяческого рода так называемой «духовной работы», эти постоянные боли каждое утро после пробуждения погружали меня в состояние отсутствия. В этом состоянии боль превращалась в вибрирующий свет осознания. Тот, кто испытывал боль, исчезал. В большинстве случаев я снова спонтанно возвращался после 4–5 часов медитации, а со «мной» возвращались и боли. Из рая в ад. После этого я каким-то чудом шел в студию, пытаясь более или менее успешно рисовать, чтобы как-то заработать себе на жизнь.

Так прошло примерно 4 года. Пока однажды утром я не вышел из медитации раньше обычного: уже через 2 часа, чтобы, как всегда, включить телевизор для просмотра биржевых новостей. По случайности, шла передача Би-би-си: экранизация «Махабхараты».

«Махабхарата» — это индийский эпос о героях и богах, в котором Господь Кришна пытается наставлять героя Арджуну в том, что не существует свободы выбора и что, несмотря на его миротворческое отношение, он будет вовлечен в битву, в которой уничтожит огромное количество противников — в соответствии со своей судьбой.

Вообще-то я хотел сразу же переключить на новости биржи, так как к тому времени я только и жил от акций. Моя карьера художника сошла на нет из-за постоянных мигреней. Но что-то меня удерживало переключить на другую программу. Сначала мне было не особо интересно, но затем с все возрастающим вниманием я стал следить за ходом пьесы. В ее конце большинство персонажей было убито, после чего Кришна взял брата Арджуны Юдхиштхиру на Небеса. Потому что он показал себя истинным учеником Кришны. На Небесах оказались все его враги, которые прекрасно проводили там время. Юдхиштхира спросил Кришну, где все его друзья, на что Кришна ответил, что все они в аду. «Я хочу быть рядом с моими друзьями и родней. Относительная радость Небес для меня ничего больше не значит», — сказал Юдхиштхира. Тогда Кришна перенес его в ад. Там он увидел всех своих друзей и родню, горевших в адском огне страдания, после чего и сам погрузился в глубочайшую печаль Бытия. Через некоторое время Кришна спросил его, смог бы он навсегда принять это состояние.

К этому моменту я настолько был вовлечен в пьесу и настолько отождествился с Юдхиштхирой, что вопрос Кришны я принял как адресованный мне. Он (или я) ответил: «Да, во мне нет никакого желания изменить что-либо или избежать боли и страдания, даже если это будет длиться до самого конца моего существования. Пусть будет так». К тому времени головная боль стала настолько интенсивной, что чистый свет, как взрыв, вошел в меня через затылок и заполнил мое сознание. Это был момент абсолютного приятия Существования, время остановилось. Карл и мир исчезли и некая форма чистого бытия в сияющем свете, некая пульсирующая тишина и абсолютное проявление Жизни, совершенной в самой себе, явились, и я был Этим.

После целой «вечности» (по часам 3–4 часа) Карл и мир снова пришли в свое «обычное» состояние. Но головная боль прошла. Вместо нее осталось абсолютное приятие и знание, что время проявляется в том, что я есть, а то, что я есть, пребывает вне времени. Что все происходящее во времени, любое событие не может коснуться того, что само по себе является абсолютным и что само по себе является Жизнью.

Благодаря цепочке событий и ситуаций, в которых «Карл» ни одной секунды не желал оказаться, не создал их преднамеренно или попытался оказать какое-либо влияние на них, вопреки, а не благодаря поиску пришло абсолютное Приятие, совершенная Любовь, исток Существования осознал сам себя. И все переживания были и являются не «моими» или «твоими». Просто Жизнь проживает себя во всем, что воспринимается и что не воспринимается.

И ты есть это. Это твоя истинная Природа, вечная, вне всякого проявления времени и пространства и всего, что в них возникает, вечная и первозданная: абсолютное Восприятие, воспринимающее само себя. Истина сама в себе."

Махабхарата, сыгравшая роль спускового крючка в пробуждении Карла, современного учителя недвойственности – один из главных индийских эпосов. Время событий, происходящих в Махабхарате определяется исследователями в интервале от конца 4 тысячелетия до нашей эры до начала 1 тысячелетия до нашей эры. При этом примерно половина оценок группируется в интервале 3300 - 3000 лет до нашей эры, а другая половина в интервале 1400 - 1000 лет до нашей эры. Самое интересное здесь то что арии, являющиеся непосредственными участниками событий, описанных в Махабхарате, появились в Индии примерно во второй четверти 2 тысячелетия до нашей эры. А это значит что, если верны цифры более поздних оценок, то события описанные в Махабхарате, происходили непосредственно в Индии, если же верны более ранние оценки этих событий, то битва на Курукшетре происходила совсем не в одноименном месте...



Карта распространения колесниц в древнем мире (наиболее ранние находки около 2000 г. до н. э.)

... К еще более смелым оценкам происходивших в арийской древности событий прибегает И.Е. Кольцов: "до наших дней сохранились древнеиндийские исторические предания, среди которых особое место занимает сказание «Махабхарата». В массовом сознании оно воспринимается как мифология древних. Между тем это литературное произведение описывает реальные события, по времени относящиеся к XVIII веку до н.э."

И.Е. Кольцов считает "что столица Пандавов с усыпальницами их правителей находилась западнее оз. Жукей у посёлка Боровое, что восточнее г. Кокчетав в Казахстане….

Основная кровопролитная битва произошла южнее истока реки Сарысу, в 150 км к югу от города Караганда – на участке между поселениями Каражал, Атасу, Акчатау и горой Буркитты. Здесь в многочисленных холмах-курганах на поле Курукшетры площадью 150x100 км находятся захоронения погибших воинов и героев. Над ними когда-то возвышались каменные изваяния с рисунками, следы которых должны сохраниться к северу от Атасу и Агадыря, а также 20 км южнее его."...


....

Часть 3. Так говорил Заратуштра.

"В каждом сердце живёт,
Тот, кто Песню поёт."

Заратуштра оставил свое наследие в Великой степи. Свет этого наследия сопровождал кочевников тысячелетиями...

Тайказан щедрости и изобилия.

Встреча, описанная выше, по книге "Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы." Эксмо, 2008 г. начиналась так: " Тогда маги отправились в дом Порушаспы. Он принял их радушно и распорядился приготовить гостям еду. Маги набросились на еду с такой жадностью, словно это было кобылье молоко."  То есть, кобылье молоко уже тогда было лучшим угощением.

Казахи, кстати, до последнего времени использовали меры времени, связанные с дойкой кобылиц. Когда речь шла о минутах - это было время самой дойки, когда о первых часах - время между дойками. Например, "у казахов есть единица измерения времени - "бие сауым". Отрезок времени - от дойки до следующей дойки кобылицы. А вот обозначения времени от дойки до дойки коровы или козы у казахов нет. Нет таких понятий, как "сиыр сауым" или "ешкi сауым" (Герольд Бельгер).

"Когда Заратуштре исполнилось двадцать лет, он, не спросив разрешения у отца и матери, ушел из дому странствовать по окрестным селениям. Всюду, куда бы он не приходил, он задавал один и тот же вопрос: "Кто наиболее привержен праведности и больше всех помогает беднякам?" В одном селении ему ответили: "Младший сын Аурватодиха, туранец. Он каждый день дарит железный котел, высотой с лошадь, полный хлебов, молока или прочей пищи, голодным или неимущим". Заратуштра возрадовался и, благодаря его заботам, некоторые из знатных людей стали кормить бедняков так же щедро, как их кормил сын Аурватодиха."

Эти традиции казахский народ сохранил до сих пор, поэтому Казахстан, по примеру Старой Англии или Железной Германии, может быть назван - Щедрым. Щедрый Казахстан - Дархан Дала. Подтверждением тому - великая казахская пословица: "Таспен атқанды - аспен ат" - "Бьющему камнем - отвечай угощением".


Часть 4. Агадырь и Нью-Йорк. Опыт сравнения.

Из энциклопедии:
"Агадырь (казах. Ақадыр) - посёлок в Шетском районе Карагандинской области. Расположен в 200 км к югу от Караганды. Через посёлок проходит железная дорога Алматы - Астана, имеется железнодорожное депо".


Опыт сравнения:


«Не абсурдно ли сравнивать такие несхожие места – столицу мира – с самой заброшенной среди степей дыркой, о существовании которой никто и знать не знает? …Урбанистический пейзаж – и степь – ошеломительный контраст. Разница в положении между Агадырём и Нью-Йорком так велика, что какое может быть сравнение?

…однако в Нью-йоркское многослойное общество агадырское может влиться, как составная часть, и ничем не отличаться от столичного. Агадырское – не хуже любого другого, и агадырская уникальность нивелируется. И если часть нью-йоркцев поменять на агадырчан, то никто и не заметит обмена, кроме них самих» - здесь:


Какое тут может быть сравнение, повторит изумленный читатель, и как Агадырь можно сравнивать с Нью-Йорком – центром, по представлению многих, мира. И здесь другим адекватным ответом, помимо ответа Дианы Виньковецкой, может быть только ответ, уравновешивающий Агадырь с Нью-Йорком на весах центра тяжести этого мира. По мнению газеты «Красная звезда», центрального печатного органа министерства обороны Российской Федерации, такой ответ есть: Агадырь – сакральное место.

По мнению автора статьи в «Красной Звезде» «О чем повествует «Махабхарата» И. Е. Кольцова основные события эпоса Махабхараты или «Сказания о великой битве бхаратов» разворачивались здесь - под Агадырем...



Часть 5. Казахские салы и серэ - безумные мудрецы Великой степи.


"Чтобы узреть истину, смотрите на все вокруг как на ложь."

Тхаганапа.

В степи в более позднее время возникли не менее интересные культурные феномены, чем в эпоху бронзы. Один из них - это феномен салов и серэ. Для того, чтобы рассмотреть его по-подробнее, внимательнее посмотрим на так называемую "безумную мудрость". Вэс Нискер тщательно ее исследовал и написал на эту тему одноименную книгу.

В ней он пишет: «В мире есть одна разновидность мудрости, которую трудно отнести к какой-либо определенной категории и которая не желает подчиняться каким-либо законам. Её называют безумной мудростью. Таковой она и является - одновременно и безумной и мудростью.

Безумная мудрость - это мудрость святых, дзэнских учителей, поэтов, помешанных на своей науке ученых, шутов. Безумные мудрецы видят, что мы живем в мире, полном иллюзий, что король - гол, что многое в убеждениях человека и его поведении - превращенная в обряд бессмыслица. Безумные мудрецы знают, что такое антимиры, и разбираются в поэзии суфиев; ценят парадоксы и игру слов; любят устраивать ералаши и смеяться над политиканами. Они стараются поставить мир с ног на голову и вывернуть его на изнанку, для того чтобы все стало абсолютно ясно.


… Наиболее полное выражение точки зрения безумной мудрости можно найти в даосизме, дзэне, тибетском буддизме и суфизме. Традиции безумной мудрости наследуются прежде всего независимыми учителями, каждый из которых имеет свою собственную версию истины и знает как передать другим свое «безрассудство».

Эти "наставники безумной мудрости" не требуют от своих последователей соблюдения каких-то определенных религиозных догм, а лишь предлагают им свою методику, позволяющую выработать свой собственной взгляд на истину».

Такими безумными мудрецами в степи были салы и серэ. Их поведение также не укладывалось в традиционные рамки, а обыденная жизнь с их появлением начиналась превращаться в театр абсурда... 



Часть 6. "... в степи сошлись Восток и Запад" или размышления на вольную тему.


6.1 Лев, Страшила, Железный Дровосек и Институт Гэллапа.

«Великий Гудвин вернулся к себе во дворец и улыбнулся, вспоминая,
как удачно он преподнес Трусливому Льву, Страшиле и Железному Дровосеку
именно то, что – как они думали – им необходимо.
«Как тут не станешь обманщиком, - сказал он про себя, - когда все эти
люди заставляют меня делать то, чего – как каждому известно – сделать
нельзя? Но мне не трудно было подарить счастье Страшиле, Льву и
Железному Дровосеку. Ведь они верили, что я это могу».


«Волшебник Изумрудного Города»

В конце 20 столетия американский Институт Гэллапа провел изучение стиля и методов работы талантливых людей. В ходе грандиозных четверть вековых исследований были опрошены около 1 миллиона служащих и менеджеров самых разных компаний, а также около 80 тысяч руководителей.

Одно из главных открытий, сделанных в результате этих разработок таково: человека изменить невозможно, единственно возможная вещь – определить то, что в нем заложено и, предоставить ему соответствующую работу. Именно так поступают выдающиеся руководители.

Таким образом, таланты у любого отдельно взятого человека невозможно выработать в течении жизни, они возникают при зачатии в результате столкновения хромосом. Это плохая новость, хорошая же состоит в том, что талантов много. Поэтому у каждого из нас есть какой-то (какие-то) из них. Маркус Бакинегем и Дональд Клифтон в одной из итоговых работ по разработкам Института Гэллапа («Now, discover your strengths») насчитали 34 таланта или сильных стороны, присущих человеку. Как выяснилось, делятся они на 3 основные категории – таланты достижения, таланты мышления и таланты взаимодействия. У каждого человека есть какой-либо талант, он может быть талантлив в достижении целей, мышлении или взаимодействии с другими. Выдающиеся лидеры имеют ярко выраженные таланты в каждой из 3 категорий. Поэтому они правильно выбирают людей в свою команду, точно выявляя их таланты и определяя им соответствующие роли...


6.2 Гексаграмма Стивена Кови или знаки на пути к абсолютной эффективности (Wei Wu Wei).

"Вы замечали, что в любом деле
главных моментов всегда три?" :)
Генри Лодж, "YNY"


C детства, в зависимости от нашего поведения мы слышим от взрослых в качестве приговора – «Адам боласын» или «Адам болмайсын». И здесь имеется в виду, конечно, станешь ли ты, повзрослев, настоящим человеком.

Что же такое настоящий человек и как его узнать среди окружающих? Смогу ли я сам стать им?

Похоже, что самый первый признак настоящего человека – это его подлинность или другими словами целостность его характера. Эта целостность настоящего человека покоится на таком фундаменте, что встречаясь с ним, мы всегда ее чувствуем.

Второй признак настоящего человека - это способность достигать поставленных целей или способность быть эффективным. Что такое эффективный или даже высокоэффективный человек хорошо показал Стивен Кови в своей замечательной книге «7 навыков высокоэффективных людей». В этом глубоком исследовании Кови определил 7 навыков, помогающих людям вести эффективную жизнь: 1)будьте проактивны, 2)начинайте, представляя конечную цель, 3)сначала делайте то, что необходимо делать сначала, 4)думайте в духе «выиграл-выиграл», 5)сначала стремитесь понять, потом быть понятым, 6)достигайте синергии, 7) затачивайте пилу. Первые три навыка относятся к сфере личных достижений, вторые три к сфере достижений в общественной жизни, последний навык относится к способам поддержания и восстановления энергии, необходимой для достижения целей.




Самое замечательное в этой книге, в отличии от длинного ряда других то, что она основана на глубоких духовных истинах. Кови наглядно показал тесную связь между духовностью и эффективностью человека.


Два первых признака настоящего человека – его подлинность и эффективность естественным образом приводят нас к его третьему признаку: настоящий человек – это счастливый человек.

Встречая в жизни такого подлинного, эффективного и счастливого человека, нам всегда интересно узнать благодаря каким качествам или талантам он стал таким человеком. Конфуций в своих изречениях дает нам верное направление поиска таких талантов – «мудрость, доброжелательность и смелость – три основных добродетели человека» - говорит он. О них мы поговорим дальше.

Возвращаясь к Стивену Кови и его исследованию можно заметить, что Кови определил естественные законы или принципы на которых строится человеческая жизнедеятельность, как глубинные, основополагающие, универсальные, устойчивые, постоянные, фундаментальные, неоспоримые и очевидные. Он отнес к ним – справедливость, честность, человеческое достоинство, служение, качество, совершенство, принцип потенциальных возможностей, принцип роста, терпение, воспитание, воодушевление и т.д.



Вы ничего не замечаете? Налицо разрыв между тем, что декларирует Кови в качестве признаков принципов и самих принципов, определяемых им. Ведь он, называя их устойчивой, постоянной ценностью, в качестве них приводит лишь фасадную, явленную часть действительно фундаментальных принципов, управляющих Вселенной. 

Похоже, в своей книге Кови просто не стал или сознательно не захотел углубляться в этот вопрос. Однако, это именно тот вопрос, на котором основано всё его исследование. Тем более, что Кови в своей книге абсолютно правильно определяет, что только Принципы могут стать надежным центром нашей жизни или, как он говорит круга влияния. При этом он очень точно подчеркивает, что для правильного существования церковь или религия таким центром быть не может...


.....



..... Заканчивая и возвращаясь к подлинности настоящего человека, можно сказать, что такая подлинность глубоко истинна, если покоится на фундаменте "Всё одно" или, что тоже самое «Я есть То». Если Вы знаете это абсолютно точно на всех 4 уровнях Вашей природы, тогда ваша подлинность будет очевидной, прежде всего для Вас и, конечно, для всех кто Вас знает, а ваша эффективность будет простым приложением к вашей жизни, когда деяние осуществляется путем не деяния (Wei Wu Wei) и все происходит само по себе. Хорошим примером такой жизни, является жизнь Форреста Гампа из одноименного фильма. Но, пока вы этого не достигли:), книга Стивена Кови это то, что поможет Вам эффективно организовать вашу жизнь на стадии домохозяина или грихастхи.


Эпилог.

"Знай Меня, как Познавшего Поле во всех Полях, Бхарата;
Знание Поля и Познавшего Поле – мудрость, Я так полагаю".
Бхагавадгита ХIII, 2


"Алаң да алаң, алаң жүрт,
Ақала ордам қонған жұрт,
Атамыз біздің бұ Сүйініш
Күйеу болып барған жұрт,
Анамыз біздің Бозтуған
Келіншек болып түскен жұрт,
Қарғадай мынау Қазтуған батыр туған жұрт,
Кіндігімді кескен жұрт,
Кір-қоңымды жуған жұрт,
Қарағайдан садақ будырып,
Қылшанымды сары жүн оққа толтырып,
Жанға сақтау болған жұрт.
Салп-салпыншақ анау үш өзен
Салуалы менің ордам қонған жер,
Жабағылы жас тайлақ
Жардай атан болған жер,
Жатып қалып бір тоқты,
Жайылып мың қой болған жер,
Жарлысы мен байы тең,
Жабысы мен тайы тең,
Жары менен сайы тең,
Ботташығы бұзаудай,
Боз сазаны тоқтыдай,
Балығы тайдай тулаған,
Бақасы қойдай шулаған,
Шырмауығы шөккен түйе таптырмас,
Балығы көлге жылқы жаптырмас,
Бақасы мен шаяны
Кежідегі адамға
Түн ұйқысын таптырмас,
Қайран менің Еділім,
Мен салмадым, сен салдың,
Қайырлы болсын сіздерге
Менен қалған мынау Еділ жұрт!"

Қазтуған жырау.

О вольный, вольный, вольный народ,
Юрты поставивиший вольно народ,
Где мой отец бий Суюниш
Был женихом, раздольный народ.
Где наша матушка Бозтуган
Невесткой пришла, свободный народ,
Где я – батыр Казтуган родился,
Мою пуповину обрезал народ,
Обмыл и на руки принял народ,
И стрелами туго колчан мой набил,
И жизнь мою сохранил народ.
Три речки сливаются в речку одну
Здесь, на берегу, я поставил орду,
И здесь беззащитные верблюжата
Атанами стали, родная земля.
Когда-то овца здесь одна заблудилась,
В отару тысячную превратилась.
Здесь в споре богатый и бедный равны,
Овраги и русла речные равны,
Большие, с овцу, в реке сазаны,
И рыбы резвятся здесь, как жеребята,
Лягушки здесь громко кричат, как ягнята,
Средь маков цветущих верблюда не видно.
А рыба так буйно гуляет в воде,
Что в озеро ты не загонишь коней…
И сна не найти
Табунщикам нашим
Средь звездных ночей…
Таков мой Едиль,
Дорогой мой Едиль,
Моя незабвенная сказка и быль.
Вот я ухожу, остается народ,
Пусть счастье великое вам принесет
Оставшийся после меня мой Едиль, о народ!
(Перевод О. Жанайдарова)


Бозторғай.



Полностью прочитать окончательное и исправленное издание книги "Великая степь и песнь джи-Gita" можно купив его - здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий